Статья опубликована в журнале "Цигун" № 3 (8)/2012
ВЕХИ ПУТИ Если очень коротко сказать о том, как я попал в тему китайских боевых искусств, очень хотелось — и попал! Мой путь начался вполне традиционно: в девять лет начал заниматься греко-римской борьбой, тогда она называлась классической, и дальше — соревнования, спортивная квалификация и т. д. Затем волею судьбы мне пришлось быть кадровым военным, в дальнейшем, когда я учился в танковом училище, продолжал заниматься борьбой в сборной дивизии, и там же параллельно я начал заниматься каратэ. Но через два года совмещения занятий борьбой и каратэ, когда я встретился со специалистом по ушу, то без всяких колебаний и сомнений просто оставил свою белую пижамку (кимоно) с поясами и начал заниматься ушу. Юнъчунъ — это был первый стиль, направление, которым я начал заниматься. Его ещё называют Вечная весна, винчунь. В дальнейшем, естественно, я изучал все базовые спортивные стили чансюанъ, а потом, как и многие на этом пути, захотел попасть в Шаолинь. Но перед этим возникла необходимость изучения языка. Чтобы решить проблему с языком, я пошёл в институт Дальнего Востока, где познакомился с Алексеем Масловым. Чего только не происходило в то время... Мои занятия боевыми искусствами очень помогли в тяжёлые времена начала 1990-х, когда нужно было как-то выживать и что-то предпринимать. Так, например, в 1993 году я приехал в Москву, после того как прочитал объявление в метро: на стадионе «Спартак» проводились отборочные туры по боям без правил с призовым фондом 10 тысяч долларов США. Вообще-то по прописке я москвич, у меня родственники здесь с 1979 года, но Москва не даёт возможности собирать энергию, она больше её рассеивает, поэтому сейчас я живу в своём доме в Туле, там легче практиковать. Так вот я приехал и подумал, что терять мне нечего. Ситуация была очень тяжёлая, поэтому я принял участие. Четырёх человек отбирали в финал — всего приехали семьдесят бойцов. Примерно тридцать человек отсеялось на тестах на выносливость, когда нужно было бежать с кувырканиями, отжиманиями, прыжками другими упражнениями по этому стадиону, потом буквально без перерыва нужно было Серьёзные перемены в моей биографии произошли после аттестации в монастыре Шаолинь, куда я поехал в 1998 году, когда он ещё не был «закрыт» турникетами, как сейчас. Тогда же в пекинском даосском монастыре Байюныуань я познакомился с Чжао Юньфу, с которым мы и поныне поддерживаем добрую связь. В этом году Чжао впервые побывал в России и был у меня в гостях. Он объехал с семинарами весь мир: два раза был в США, в Италии, Англии, Сингапуре и Малайзии, а в России был впервые. Мы провели совместный семинар для тульского Центра ушу и даосской практики «Сокровенная река», СюанъХэ.
ДАОССКИЙ ВЫБОР В определённый момент жизни я пришёл к пониманию, что надо разобраться с главными вопросами и занялся изучением религий. Для начала отдал плотно два года христианству, буквально вынес на помойку все книги и литературу, которая не соответствовала канонам современного христианства, хотя крещён я был с младенчества во Владимирском соборе родного города Киева. Таким образом, изнутри как белый лист бумаги, отдавшись учению, я поставил задачу найти ответы на вопросы: почему религий много и какие ответы в практическом применении для жизни дают эти религии? Естественно, прошёл школу христианства, выявил все подводные камни — когда позиционируется одно, практика показывает другое, а в жизни происходит третье. Много общался с батюшками и священниками, пытаясь разобраться в этих вопросах. Параллельно были поездки по работе в Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, которые я совмещал с изучением ислама. В дальнейшем буддизм и даосская практика, конечно, как квинтэссенция — это то, что для человека, во имя человека и не против человека. Прошёл через иллюзорность буддийского восприятия, когда материальные объекты не принимаются во внимание. А в даосской практике всё стоит на своих местах и есть ответы на все вопросы. Вот почему я выбрал даосизм и даосские практики. Смысл даосской практики для меня исключительно в достижении бессмертия. Первый этап — избавление от болезней и предотвращение старения. Сохранение и преобразование тела. Этот этап выполнен благодаря применению комплексных методов омоложения. В мае мне исполняется 51 год, мои психофизические возможности сейчас выше, чем были в 28—30 лет. По проведённым исследованиям вегетативных реакций на физическую нагрузку (скорость восстановления пульса, артериальное давление до/после нагрузки) мой биологический возраст соответствует 28—30 годам. За 20 лет экспериментов над собой возросли показатели силы и выносливости: если в 30 лет на одной руке я отжимался 32 раза, то в 50 лет — 52 раза! Результат достигнут благодаря систематическим занятиям цигуном и тайцзицюань, а также собственной теории «нефорсированных нагрузок». Авторская теория «нефорсированных нагрузок» позволяет улучшить свою психофизическую форму в любом возрасте. Подготовка ко второму этапу начинается параллельно с началом первого этапа. Второй этап по моим расчётам начнётся в 60 лет. Это начало этапа самореализации духа. Многие в этом возрасте теряют интерес к жизни, однако здесь начинается самое «вкусное». Первые 60 лет космического круга человек получает опыт проживания и событий, только один раз встречаясь с соответствующим «небесным стволом и земной ветвью» лунного календаря. На втором 60-летнем круге происходит реализация опыта пережитого. Именно в этом возрасте алхимические процессы тела и духа должны достигать высшего развития. Поэтому, наверное, мои ранние опыты по произвольному «выходу из тела» были неуправляемыми. Совершая такую практику в 30 лет, я не добился результата, которого ожидал. «Выход из тела» готовил в течение 40 дней: диета, медитация. Однако в назначенный день ничего не получилось... А через три дня непроизвольно мне пришлось испытать такой полёт души, что до сих пор ничего лучшего я не ощущал. Восторг от свободных перемещений сквозь любые преграды непередаваем. После этого у меня не было подобных «выходов», далеко от тела выходить опасно. Я это больше чувствовал, чем понимал разумом. И только через 20 лет вновь готов продолжить эту практику. Зачем? Затем, что, по моему убеждению, способность сохранять цельность сознания при оставлении тела и даёт ключ к свободному выбору пребывания в теле, смене тела при необходимости и... наконец это и есть бессмертие — возможность самому решать, проявляться в теле или без тела. Зачем мне бессмертие? Оно действительно нужно далеко не всем. Если заряд творческой энергии слишком большой, обычной человеческой жизни не хватает. Поэтому бессмертие — для людей постоянно пребывающих в активном соприкосновении с этим удивительным миром, которые хотят, чтобы их музыка звучала в мелодии мироздания... Вот поэтому надо реализовать первый этап, чтобы успеть овладеть вторым, который, собственно, и является целью всей практики. Меня иногда спрашивают, зачем нужна это вся китайская медицина и ушу в России. Ведь у неё всегда «свой путь»... Отвечу словами одного неприличного цитатника: «Давно пора, ядрёна мать, умом Россию понимать». На мой взгляд, мы привыкли к безалаберности русского человека, к его бесшабашности... Вот, например, сказки, где нет намёка на мудрость, только всё удалью молодецкой да силушкой богатырской эли хитростью, а вот мудрости нет никакой. А цигун сама по себе система, он позволяет человеку обрести истинную связь с окружающим миром и понять свою эконишу в мире. Это умение беседовать с самим собой, со своими внутренними органами, понимать свой микрокосм и в результате понимать знаки судьбы. Я занимаюсь практикой Книги Перемен около пятнадцати лет, пока не так много, но тем не менее были ситуации, когда Книга Перемен мне очень помогала. Книга Перемен — это руководство к действию, так же как Дао Дэ Цзин примерно. Книгу Перемен можно просто читать, вникать, ощущать, сопереживать написанному: «Если правда на твоей стороне и помыслы твои чисты, то тысячи людей посторонятся, чтобы дать тебе дорогу». Это вдохновляет. Я эти слова привожу своим ученикам очень часто. Книга Перемен и Дао Дэ Цзин заинтересовали меня с точки зрения прагматизма. Я пришёл к этому не с высоких моральных побуждений, а исключительно из практического интереса исходил, но по мере развития практического интереса само собой приходит понимание уже вот этого Дэ и сопричастности к окружающему миру всего и вся. У меня был период, когда я ставил вопрос ребром. Совершать только добрые дела и поступки и ни в коем случае не доставлять никому неприятности — ни людям, ни животным. Вот почему я в христианство ушёл. Но по мере углубления начинали возникать проблемы — как в том кино, помните? Когда червячка поймали и голодного птенца: ну-ка, батенька, сообразите, как нам быть? Вот птенец голодный, вот гусеница — что нам делать? Если мы дадим гусеницу птенцу, то гусеница погибнет — это плохо по отношению к ней. Если не дадим гусеницу — погибнет птенец. Выберите, как решить проблему. Противоречие в этом смысле простирается ещё дальше: ударили по одной щеке — подставь другую, замечательный такой постулат. На этот счёт есть даосская притча. Шёл крестьянин продавать зерно на рынок, а путь лежал через узкий горный перевал. Навстречу ему разбойник: «Дай пройти, что ты встал на дороге со своим мешком?» — ив челюсть ему сходу. Крестьянин, как в Писании сказано, мешок поставил, подставил другую щёку. Тот ему по другой. Тогда крестьянин выпрямился и одним движением его в пропасть скинул, а потом сказал: «В Писании сказано подставить другую щёку, но там не сказано, что по другой надо бить». Должна быть адекватность. Почему именно даосская практика, а не буддийская всё-таки? Хотя я очень уважаю буддизм, но именно даосская практика открывает Путь, когда все проблемы и вопросы решаются довольно легко. Ну и, естественно, когда занимаешься, да и Дао Дэ Цзин когда читаешь, приходит понимание о сопричастности мысли и первичности мысли, которая создаёт изменения. Перед тем как что-то сделать, рождается мысль. Чтобы сделать стол, надо взять топор, бревно какое-то, представить вид этого стола, выстрогать ножки, то есть всё это рождается в голове. Сначала появляется мысль, потом идея развивается в подробностях, и только потом она реализуется. Поэтому все процессы начинаются с идеи, с информации. Естественно, когда с такими вещами соприкасаешься, занимаешься, то начинаешь очень хорошо это понимать. Практически оно реально работает, и ученики мои это хорошо понимают, уже знают, и пациенты, которые готовы слушать, — они все воспринимают это. Когда человек хочет в мгновение ока вылечиться, а хроническое заболевание у него всю жизнь... Сегодня консультация у меня была — у пациента всю жизнь отёчные ноги, суставы коленные очень больные, одним курсом лечения не обойтись. А человек хотел за один курс решить многолетние проблемы... Я объясняю, что клубок разматывать надо так же, как вы его наматывали, нужно потратить время, это внутренняя работа... Для начала требуется, конечно, постоянное сопровождение. Чтобы потом человек начал расти самостоятельно, нужно его напитать как следует, дать ему силу и уверенность в этом направлении. И здесь уже важна практика. ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА Занятия боевыми, спортивными и даосскими практиками неизбежно повлекли за собой необходимость изучения традиционной китайской медицины. Хотя предпосылки для этого были заложены давно. С детства у меня был знакомый Виктор Михайлович Кандыба — известнейший гипнотизёр мирового уровня, который на тот период моих занятий в секции борьбы и соревнований в институте физкультуры был психологом сборной Украины по дзюдо. Он проводил уникальные эксперименты: экстрасенсорика, теория сверхнагрузок и сверхвозможностей, которые явились -основой для дальнейшего развития темы. То есть с Киевского института физкультуры всё и началось. В дальнейшем, в 1989 году, когда пошла волна экстрасенсорики, я был в числе первых, кто окончил курс Виктора Кандыбы и благодаря ему стал углубляться именно в китайскую тему, которая была мне ближе всего. Существует множество разных техник — суфистские, латинские, индейские и прочие, но китайская уникальная, самая дифференцированная, самая глубокая. Ян шэн дань гун — первичное название этой системы, слово «цигун» возникло уже позже, насколько мне известно. Касаемо смысла направления — осознанное понимание и управление энергией ци внутри организма и снаружи, налаживание гармоничных связей. Я, как доктор, естественно, при диагностике нахожу противоречия внутри организма и снаружи. Ну, например, если человек обращается с болями в суставах, то, как правило, диагностируется либо повреждение холодом, либо сыростью. Значит, в зависимости от этого нужно привести состояние энергии ци в теле человека в соответствие с внешней средой. Это проявляется и в ощущениях. Человеку приятно, допустим, прикладывание — есть у нас такие турмалиновые наколенники — турмалин, знаете, что такое? Он оказывает согревающее действие, и, если у человека внутренний холод, естественно, влияет благотворно. При артрите, когда острый воспалительный процесс и внутри сустава жар, турмалин уже противопоказан. Поэтому болезни холода мы изгоняем теплом, жар рассеиваем иглой и так далее. Мы приводим в гармонию энергию ци. Внутри организма по понятиям изинъ-ло двенадцать основных каналов, восемь чудесных каналов — так же и снаружи в смысле бытовой жизни, то есть приведение в гармонию. Если наступают— отступаешь, вовлекаешь принципы тайцзицюань — те же самые, которые отражаются в Великом Пределе. То есть добродетель — это соответствие. Все участники нашей группы тайцзицюань — мои бывшие пациенты, которые лечились, потом увлеклись китайской культурой и захотели поехать в Китай. Но из тех, кто ко мне приходит как к доктору, только 10—15 % прислушиваются к моим советам, точнее, готовы услышать, что их проблемы со здоровьем гораздо глубже, что это связано, может быть, с их образом жизни и даже с характером. Есть просто хрестоматийные случаи. Например, молодая девушка, 26 лет, главный бухгалтер на огромном богатом предприятии, у неё проблема — псориаз на лице. Она обратилась ко мне и сказала, что три года лечилась в кождиспансере и ей ничего не помогает, у неё ухудшение состояния. Девушка красивая, привыкла, что мужчины падают от её прелестей, чувствуется властность, присутствует уверенность. Я говорю: хорошо, давайте попробуем. Я пока не объясняю этиологию заболевания, а присматриваюсь к человеку. Провожу первый сеанс — она отмечает, что побелели бляшки, уже через первые сутки улучшение. Я понимаю этиологию заболевания псориаз — это болезнь людей с двойным дном. Поэтому на втором сеансе я пытаюсь ей объяснить, что корни вашего заболевания лежат не на физическом уровне, они гораздо глубже. Чтобы лечение было стабильным и имело долговременный успех, нужно кое-что поменять в себе. Мягко так начинаю разговор. А в ответ: «Да что вы меня учите? Лечите меня, и всё!»Я продолжаю ещё что-то говорить, тут она уже проявляет нетерпимость и начинает говорить резким тоном... Я спокойно извлекаю все иглы — будьте любезны, до свидания! Решаю прекратить лечение. Когда вы поймёте свою ошибку, тогда придёте, и мы продолжим. Она два часа стояла тогда —мне нужно в Прагу лететь через две недели, пожалуйста, давайте меня лечить! Но потом больше так и не пришла... ПОИСКИ ИСТИНЫ Естественно, как человек учёный и исследователь, я подвергаю скепсису и проверке любое положение, поэтому и феномены цигуна меня интересовали в таком ключе: где ложь, а где правда, где артистизм, а где истина. А началось это тоже в девять лет, после того как я посмотрел фильм «Индийские йоги. Кто они?» Это было в начале 1970-х. В кинотеатре «Орбита» на Крещатике, перед Бессарабкой, показывали научно-популярные фильмы. Я через весь Киев ехал туда с Дарницы. Меня поразило и шокировало то, что делали йоги: сгибали копья о шею, работали с огнём, прыгали на стёклах, пили кислоту и творили немыслимые по тем советским временам чудеса. При этом подтекст был таков, что это йоги коммерческого направления, которые ищут успеха и за деньги демонстрируют своё мастерство, а есть йоги советского образца, которые занимаются только здоровьем, они другие, они хорошие — так был построен фильм. Меня же, естественно, поразила не советская пропаганда, а те чудеса, которые творили йоги, и я во что бы то ни стало решил научиться делать это всё сам. Вот откуда у меня интерес к цигуну, к возможностям человека. Я искал литературу, книжки. Одна из них автора Виктора Пеккельса, кибернетика доктора технических наук, «Твои ВОЗМОЖНОСТИ, человек», потом система сверхнагрузок доктора Амосова, как стать феноменом по памяти, как стать полиглотом и т. д. В 1997 году на киевском телевидении я продемонстрировал некоторые элементы шаолиньского цигуна — сгибание копий с разрубанием кирпича на шее одновременно, прыжки на битых стёклах, работа с огнём — практически всё, что было в том фильме, я повторил и сделал. Ещё было несколько выступлений в Киеве, в тульском цирке на фестивале боевых искусств — разрубание стопки кирпичей, прыжки на стёклах, то есть я выявил, где ложь, где правда, где обман, а где реальные вещи. Надо уметь анестезию вызывать, надо понимать природу оружия. Я много работал над прикладными аспектами цигуна, а что касается нравственности, Пути, то, само собой, моя позиция — срединный Путь. Ни в коем случае никаких крайностей. В одной руке бесы, в другой — ангелы, управлять надо и теми и другими. Я к этому давным-давно пришёл. Поэтому выбирать, допустим, ангелов и отвергать бесов нельзя, так как это две дополняющие стороны этого самого Дао. Как можно сказать, день или ночь, выбрать? Нам даны день и ночь, внутреннее и наружное — нельзя отвергать одно и выбирать что-то другое, надо уметь гармонизировать эти вещи — в этом я как раз и вижу смысл. Я всегда привожу такой пример. Когда крестьянин приходит на поле — да что крестьянин, вот у меня тоже свой дом, там грядка, бурьян растёт. Для того чтобы вырастить ту самую петрушку, зелень любую, огурец, его надо посадить при определённой температуре, он ещё капризный, надо поливать огурец тёплой водичкой, ухаживать, питать его. А бурьян сам растёт — для зла не нужно питания. Это силы космической энтропии, саморазрушения. Если не прилагать усилий и энергии, то всё будет просто разрушаться и самоуничтожаться. А чтобы жизнь поддерживать, надо затрачивать энергию.
P.S. КАК Я ОБРЕЛ СВОЮ ПУРБУ Пурба — это магический кинжал, с рукояткой в форме головы Авалокитешвары с тремя лицами, трёхгранный. У меня назрела необходимость, внутренняя потребность приобрести и заиметь вот это орудие — манипулятор для магической практики. И с этой целью, собственно, я поехал в Тибет — чтобы найти свою пурбу. Добравшись до Лхасы, я долго ходил по площади Джоканда и смотрел в разных лавках, искал пурбу — они все были из латуни, я брал в руки и не чувствовал отклика. Я понимал, что должен быть отклик, я его ожидал — ничего не было. Три дня я ходил, ходил — безрезультатно. Оказалось, за мной наблюдал молодой человек, который через три дня сказал, что он может принести мне ещё одну пурбу, которой здесь, у них в лавке, нет. На следующий день он принёс её. Такой пурбы я никогда в жизни не видел. Во-первых, это была серебряная пурба, не из латуни. Обратил внимание, что кончик у неё затуплен, значит, её активно использовали. Я спросил, чья это пурба. Он объяснил', что его дед был практикующим ламой, дед ушёл, а пурба осталась, и никто из родни не занимается этой практикой. Поэтому дед сказал, что необходимо передать тому, кому она действительно понадобится. И вот этот внук принёс мне пурбу и решил отдать. Это было невероятно, конечно, с одной стороны, но тем не менее эта серебряная пурба как-то легла, я её почувствовал, и, собственно, я её купил. Затем я самостоятельно совершал обряд оживления пурбы там же, в Потале. Через два дня мы с женой, которая сопровождала меня, поехали в Самье, примерно 180 километров от Лхасы. Самье — это первый монастырь тибетского буддизма, основанный Падма Самбхавой. Там настолько умиротворённая атмосфера... Лхаса — это базар чистейший, Джоканд — центральный монастырь в Лхасе, в монастыре было ощущение негатива, от самого храма негативные ощущения, не хотелось там оставаться. Самье — настолько спокойное, чистейшее место, совершенно отличное. Мы с женой ходили по павильонам, зашли в один — там стояло три чаши с ячьим маслом. Я начал совершать ритуал оживления пурбы и через некоторое время вдруг увидел, что передо мной стоит монах, маленького роста и худенький такой. Он стоял в темноте и наблюдал за мной. Появился как-то вдруг и посмотрел мне в глаза, одобрительно кивнул — я продолжил ритуал. Лама Амитабха очень светлый человек, насколько мы прочувствовали друг друга. Я виделся с ним всего один раз... |
Игорь КОВАЛЕНКО, доктор традиционной китайской медицины; мастер яншэнданьгун, айцзисаньфэн, багуачжан. Представитель даосского храма Байюнгуань (Пекин, КНР) в России и на Украине. Аттестован в монастыре Суншань Шаолинь (1998), окончил курс Пекинской академии традиционной медицины; инициирован в Тибете, в Самье, ламой Амитабха. Основатель и старший тренер тульского Центра спортивного и традиционного ушу «Сокровенная река», Сюань Хэ. Судья по ушу республиканской категории. Воспитал победителей и призёров чемпионатов России и европейских турниров. |